Оформление кредита в банке или микрофинансовой организации (МФО) обычно начинается с проверки кредитной истории заёмщика. Но если ограничить к ней доступ, то заём скорее всего оформить не получится. Для кого и в каких ситуациях пригодится такая мера, рассмотрим в этой статье.
Кто может запрашивать кредитный отчёт?
Согласно статье 20 закона РК «О кредитных бюро и формировании кредитных историй», получить кредитный отчёт о себе может сам субъект кредитной истории, а также некоторые другие компании и организации. Получателями кредитных отчётов могут быть банки, МФО, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, коллекторские агентства, компании, реализующие товары и услуги в кредит либо предоставляющие отсрочки платежей, иные лица на основании договоров о предоставлении информации и так далее. Чтобы получать кредитные истории третьих лиц, компании и организации должны быть зарегистрированы в кредитном бюро в качестве получателей кредитных отчётов. Для этого также требуется согласие самого субъекта кредитной истории. При этом сам казахстанец может самостоятельно получать кредитные отчёты в ПКБ, на сайте электронного правительства и другими способами. Один раз в год полную кредитную историю можно запросить бесплатно, чаще – за 400 тенге. При желании свой кредитный отчёт можно предоставить и другим лицам, которые хотят ознакомиться с вашей финансовой дисциплиной.
Кредитную историю может запросить в том числе и работодатель. Ведь по ней можно узнать практически всё о финансовом поведении человека – сколько кредитов брал, сколько выплачивает на данный момент, есть ли просроченные платежи и прочие задолженности, а также запреты на выезд за границу и так далее. Но чаще всего кредитные отчёты запрашивают банки и МФО. Это стандартная процедура при оформлении займов, наравне с проверкой платежеспособности заёмщиков.
Такой сервис стал доступен для казахстанцев в этом году. Он был запущен с целью помочь защититься гражданам от кредитных мошенников при потере документов, выезде за границу или других обстоятельствах. Также добровольное ограничение на предоставление кредитной истории является оповещением для кредиторов о нежелании субъекта оформлять кредит в любой организации. Они, в результате, проводят дополнительную проверку на предмет мошеннического займа. Данное ограничение не распространяется на кредитные организации, в которых у гражданина имеется действующий заём, так как на период его действия кредитная история должна быть доступна кредитору в целях мониторинга заёмщика.

Как ограничить доступ к своей кредитной истории?
Данным сервисом могут воспользоваться физические лица, авторизовавшись на сайте Первого кредитного бюро и выбрав соответствующую услугу.
Ограничить доступ к своей кредитной истории можно с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП), как и снять это ограничение при необходимости в кредитовании. То есть, чтобы получить кредит, нужно будет снова зайти на сайт Первого кредитного бюро и отменить подписку на сервис!

Но на время ограничения дополнительно предусмотрено уведомление пользователя данного сервиса о любых изменениях в его кредитной истории, в том числе оформлении кредита. Это должно помочь быстро среагировать, если заём был оформлен мошенниками. На сколько и зачем ограничивать доступ к кредитной истории – личное дело каждого пользователя. При этом эксперты рекомендуют хотя бы раз в год бесплатно запрашивать свой кредитный отчёт даже казахстанцам, которые никогда не брали кредитов. В первую очередь, это необходимо, чтобы исключить мошеннические действия.
Ведь в кредитной истории отражаются все займы, оформленные на имя казахстанца в банках, микрофинансовых организациях и сервисах онлайн-кредитования. Последние иногда используют мошенники, которым в руки попали личные данные жертвы, такие как удостоверение личности, реквизиты банковской карты и так далее. В результате ничего не подозревающий человек может и не знать, что на него оформлены микрокредиты, пока не будут арестованы его банковские счета.
Срок хранения кредитной истории
В соответствии с Законом РК «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республики Казахстан» кредитное бюро обеспечивает хранение информации в кредитной истории в течение 10 лет после даты получения сведений. То есть, если человек взял кредит или просрочил его, то эта информация перестанет указываться в кредитной истории ровно через 10 лет. И так с любыми совершёнными действиями заёмщика.