При ведении любой формы бизнеса, осуществляющего денежные расчёты посредством продаж или оказания услуг, необходимо вести учёт доходов. Для этой цели в законодательстве предусмотрены положения, обязывающие предпринимателей в определенных случаях применять контрольно-кассовые машины (ККМ). Контрольно-кассовые машины или, как их ещё называют, кассовые аппараты – это электронные устройства, обеспечивающие регистрацию и отображение информации о денежных расчётах, осуществляемых при реализации товаров, работ, услуг.
Применение ККМ
С начала 2018 года поставить на учёт в налоговом органе возможно только контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и (или) передачи данных (ККМ с ФПД).
Однако это требование отпадает, если деятельность осуществляется в местах отсутствия телекоммуникаций общего пользования (интернета, сотовой связи и пр.). В таких случаях предприниматели могут использовать ККМ «старого образца» без ФПД.
Использование ККМ с функцией фиксации, передачи данных становится удобным как налоговым органам, так и предпринимателям. Для владельцев такие ККМ позволят через интернет в личном кабинете отслеживать всю информацию касательно движения денежных средств: чеки, отчёты и пр.
Для осуществления возврата суммы нет необходимости обращаться в налоговый орган для составления акта, потому как информация автоматически передается на централизованный сервер.

Исключения по использованию ККМ
В законодательстве предусмотрены исключения, в соответствии с которыми ККМ не применяется для денежных расчётов:
Адвокатов и медиаторов;
Индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары), осуществляющих деятельность с применением специального налогового режима на основе патента;
Индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары), осуществляющих деятельность в рамках специального налогового режима на основе уплаты единого земельного налога по деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;
В части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте с выдачей билетов по форме, утверждённой уполномоченным государственным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в области транспорта, по согласованию с уполномоченным органом;
Национального Банка Республики Казахстан;
Банков второго уровня.
Торговые автоматы и терминалы оплаты услуг, осуществляющие денежные расчеты при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, также подлежат оснащению контрольно-кассовыми машинами.
Следует отметить с 1 января 2019 года предприниматели малого бизнеса, использующие специальный налоговый режим через нестационарные торговые объекты на открытых торговых рынках, обязаны применять ККМ с ФПД.
Постановка ККМ на учёт в налоговых органах

Бизнесменам необходимо установить ККМ до начала деятельности, связанной с денежными расчётами.
Для постановки на учёт контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных, за исключением аппаратно-программных комплексов, в налоговый орган представляются:
- заявление о постановке ККМ на учет в налоговом органе;
- контрольно-кассовую машину, содержащую сведения о налогоплательщике;
- пронумерованная, прошнурованная, заверенная подписью и (или) печатью налогоплательщика книга товарных чеков.
Для постановки на учёт контрольно-кассовой машины, являющейся аппаратно-программным комплексом с функцией передачи данных, налогоплательщик представляет в налоговый орган:
- заявление о постановке ККМ на учёт в налоговом органе;
- краткое описание функциональных возможностей и характеристик аппаратно-программного комплекса;
- руководство по использованию модуля «Рабочее место налогового инспектора» заявленной для постановки на учёт модели аппаратно-программного комплекса и обеспечивает доступ к нему.
Для постановки на учёт контрольно-кассовой машины без функции передачи данных, за исключением аппаратно-программных комплексов, используемых в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, налогоплательщик представляет в налоговый орган:
- налоговое заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учёт в налоговом органе;
- контрольно-кассовую машину, содержащую сведения о налогоплательщике, ввод которых возможен без установки фискального режима;
- пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью (при наличии) налогоплательщика книгу учёта наличных денег и книгу товарных чеков.
Для постановки на учёт контрольно-кассовой машины, являющейся аппаратно-программным комплексом без функции передачи данных, используемым в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:
- налоговое заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учёт в налоговом органе;
- краткое описание функциональных возможностей и характеристик аппаратно-программного комплекса;
- руководство по использованию модуля «Рабочее место налогового инспектора» заявленной для постановки на учёт модели аппаратно-программного комплекса.
После успешной регистрации кассового аппарата в течение 3 рабочих дней владельцу выдается Регистрационная карточка контрольно-кассовой машины, которая предъявляется по требованию налоговых органов.
Кроме того должна вестись книга товарных чеков (книга учета наличных денег при отсутствии ККМ с ФПД), а при завершении смены на ККМ снимается сменный отчет (Z-отчёт).