Чек — это подтверждение покупки товара или оказания услуги. С его помощью можно без проблем вернуть некачественный товар или потребовать компенсацию. Но что делать, если чека по какой-то причине не оказалось? Можно ли вернуть товар без него, в этой статье обсудим такую возможность.
Чек является свидетельством права на владение товаром, или доказывает факт совершения сделки. Это важный юридический документ, который способен избавить потребителя от множества проблем. Например, наличие чека облегчает возврат некачественного товара. Но что делать, если был куплен некачественный товар, а чека по какой-то причине у покупателя не оказалось? Например, продавец его не выдал, или же его утеряли после покупки.
Возврат товара без чека
Многие продавцы не рады факту возврата даже при наличии чека. Если же у покупателя его вовсе нет, они могут отказаться принять товар обратно. Данное поведение продавцов является незаконным. Зачастую, продавцы, ввиду своей правовой безграмотности вводят потребителей в заблуждение, говоря, что товар обмену или возврату не подлежит, поскольку отсутствует чек.
В пункте 1 статьи 30 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», в котором говорится о правилах возврата, есть уточнение, которое касается отсутствия чека. “В случае если документ, подтверждающий факт приобретения товара, был утерян или по каким-либо причинам не выдан потребителю, то обмен или возврат товара должен быть произведен, если потребитель докажет факт покупки у данного продавца (изготовителя).”
Например, вы приобрели костюм, пришли домой и обнаружили там скрытый брак. Вы приходите в магазин, продавец видит этот брак и признаёт, что он имеется и спрашивает, а есть ли у вас чек? Если найти чек не получается, вам отказывают ввиду отсутствия чека, а это уже нарушение действующего законодательства о защите прав потребителей. Доказать факт покупки, в этой ситуации, можно если оплата за покупку осуществлялась переводом или с помощью QR кода. Также можно прибегнуть к помощи других покупателей, которые были рядом в момент покупки. Если в магазине ведется видеонаблюдение, то записи с камер тоже являются доказательством.

В любом случае, если вам пришлось столкнуться с несправедливым отношением продавцов или поставщиков услуг, вы всегда можете обратиться в департамент по защите прав потребителей по месту своего жительства.