Что такое франчайзинг? Плюсы и минусы.

Полезное

Что такое франчайзинг?

По своей сути франчайзинг — это особый вид отношений между субъектами предпринимательства, когда одна сторона (лицензиар) на возмездной основе предоставляет другой стороне (лицензиату) право на использование разработанной модели ведения бизнеса, с использованием своей деловой репутации и коммерческих обозначений. В этой статье рассмотрим понятие, основные характеристики, плюсы и минусы франчайзинга.

Целью франчайзинга является продвижение на рынке определённых товаров, работ или услуг.

Развитие франчайзинга в Казахстане началось с приходом в страну мирового бренда «Coca-Cola». Далее последовало появление кафе-мороженого «Baskin Robbins», магазинов спортивной одежды «Adidas», сети ресторанов «McDonald’s», «KFC» (Kentucky Fried Chicken) и т.д.

Основными нормативными правовыми актами регулирующими франчайзинговую деятельность являются Гражданский кодекс РК и Закон РК «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)». Отношения между сторонами оформляются договором комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).

Договор франчайзинга: понятие, основные характеристики, отличия от иных видов лицензионных соглашений

«По договору комплексной предпринимательской лицензии одна сторона (комплексный лицензиар) обязуется предоставить другой стороне (комплексному лицензиату) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий, в частности, право использования фирменного наименования лицензиара и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания, патента и т.п.), предусмотренных договором, для использования в предпринимательской деятельности лицензиата.»

Следовательно, сторонами договора франчайзинга могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Некоммерческие юридические лица, а также физические лица не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей заключать такие договоры не имеют права.

Отличием договора франчайзинга от иных видов лицензионных соглашений является то, что договор подразумевает предоставление прав не на отдельный объект интеллектуальной собственности, а именно комплекса исключительных прав на ряд объектов интеллектуальной собственности (товарный знак, фирменное наименование, знак обслуживания, патент, нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), а также деловой репутации и коммерческого опыта лицензиара. Кроме того, договор может предусматривать постоянное техническое и консультативное содействие лицензиату. Предметом договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) являются исключительные права, принадлежащие лицензиару.

Что такое франчайзинг? Плюсы и минусы.

Основные и эксклюзивные условия договора франчайзинга

Договор франчайзинга является возмездным, следовательно за использование лицензионного комплекса лицензиат обязан платить вознаграждение. Размер вознаграждения определяется сторонами договора, исходя из передаваемых исключительных прав.

В договоре можно предусмотреть различные варианты оплаты:

— Оплата единовременного (паушального) взноса после заключения договора + периодическая выплата вознаграждения за пользование лицензионным комплексом (роялти); 
— Единовременная выплата вознаграждения за весь срок использования лицензионного комплекса;
— Выплата вознаграждения за пользование лицензионным комплексом в размере фиксированного процента от дохода, полученного лицензиатом от предусмотренной договором деятельности.

В большинстве случаев используется первый вариант.

Договор франчайзинга может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока. Если договор заключен без указания срока, то стороны вправе в любое время полностью отказаться от исполнения договора, известив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.

Договором могут быть предусмотрены ограничительные (эксклюзивные) условия, в частности:

1) обязательство лицензиара не выдавать других аналогичных комплексных предпринимательских лицензий для их использования на закрепленной за лицензиатом территории либо воздержаться от непосредственной самостоятельной деятельности на этой территории;

2) обязательство лицензиата не конкурировать с лицензиаром на территории использования комплексной предпринимательской лицензии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой лицензиатом с использованием принадлежащих лицензиару исключительных прав;

3) отказ лицензиата от получения других комплексных предпринимательских лицензий у конкурентов (потенциальных конкурентов) лицензиара;

4) обязательство лицензиата согласовывать с лицензиаром место расположения помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление;

5) ограничение территории на которой допускается использование лицензионного комплекса.

Данный перечень не является исчерпывающим, по согласованию сторон в договоре могут быть предусмотрены иные условия и ограничения.

Что такое франчайзинг? Плюсы и минусы.

Плюсы и минусы заключения договора франчайзинга

К преимуществам для лицензиата можно отнести:

— Использование проверенного бизнес-проекта; 
— Снижение рисков (лицензиат получает помощь опытных предпринимателей); 
— Обеспечение удачного выхода на рынок; 
— Минимальные затраты на рекламу и маркетинг; 
— Получение доступа к базе знаний лицензиара. 

Однако есть и свои минусы:

  • Контроль со стороны лицензиара и ограничение действий;
  • Привязанность к торговой марке, деловой репутации лицензиара («подпорченная» репутация лицензиара в любом случае отразится на лицензиате).

Регистрация договора комплексной предпринимательской лицензии

Договор франчайзинга подлежит обязательной регистрации. 

Порядок регистрации регламентирован Правилами регистрации в Государственном реестре товарных знаков передачи исключительного права, предоставления права на использование товарного знака.

Услуга регистрации предоставления права на использование товарного знака оказывается экспертной организацией РГП на ПХВ «НИИС».

Подача документов для регистрации осуществляется любой из сторон договора, онлайн, через портал экспертной организации (на бумажных носителях через канцелярию документы не принимаются).

Перечень документов, необходимых для регистрации договора франчайзинга определен в пункте 8 Стандарта государственной услуги «Регистрация предоставления права на использование товарного знака, селекционного достижения и объекта промышленной собственности» и составляет:

— Заявление установленного образца (формируется автоматически при заполнении данных на портале и подписывается электронной цифровой подписью (ЭЦП) заявителя);
— Электронная копия договора;
— Электронная копия протокола общего собрания/ решения единственного участника;
— Электронная копия доверенности (в случае подачи заявления через представителя).

Для регистрации договора франчайзинга заявитель осуществляет оплату услуг экспертной организации по установленным ценам (при отсутствии оплаты или несоответствия суммы, уплаченной заявителем установленным размерам, экспертная организация в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления возвращает материалы документов без рассмотрения).

Оплата осуществляется безналичным способом через платёжный шлюз банка второго уровня, интегрированного c информационной системой экспертной организации (онлайн оплата на портале).

Срок оказания услуги — в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подачи заявителем, перечисленных выше документов.

В случае передачи прав на товарный знак, изобретение, полезную модель или промышленный образец, указанные объекты должны быть зарегистрированы в Республике Казахстан.

info
Оцените автора
Добавить комментарий